Визуальный мерчендайзер (visual merchandiser) — специалист по презентации объектов розничной торговли и индустрии моды, который занимается художественным оформлением витрин, делая их привлекательными для покупателей.
Эстетически оформленные витрины привлекают внимание людей и вызывают у них желание сделать покупку. Деятельность визуального мерчендайзера намного шире и объемнее, чем оформление витрин. Он занимается планировкой торговых зон и грамотной выкладкой товара, подбирает комфортное освещение и музыку, использует самые разные рекламные и навигационные элементы (вывески, таблички, стойки), выбирает цветовое решение торгового зала. Всё это делается для создания уникальной и приятной атмосферы, которая в конечном итоге будет способствовать тому, чтобы товар выглядел максимально эффектно и покупателям было легко и приятно найти необходимое.
Работу визуального мерчендайзера можно назвать универсальной: он может быть востребован в самых разных сферах - от магазинов стройматериалов до элитных бутиков модной одежды, аксессуаров и обуви.
Довольно часто визуальный мерчендайзер совмещает обязанности стилиста, декоратора, мерчендайзера, витриниста. В крупных магазинах он работает в тесном сотрудничестве с маркетологами, байерами, менеджерами, дизайнерами, торговыми представителями, чтобы правильно донести до покупателей их идеи.
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
Информационные технологии, экономика организации, рекламная деятельность, основы менеджмента, маркетинг, история стилей в искусстве, мерчендайзинг, основы товароведения, компьютерная графика, рисунок и живопись, цветоведение, композиция, иностранный язык делового общения и пр.
Учебные практики: по оформлению витрин, по организации рекламной деятельности.
Учащиеся специальности «Визуальный мерчендайзинг» проходят производственные практики на базе организаций: ОАО «Савушкин продукт», ООО «Беллакт-Столица», ПОДО «Онега», ООО «Сдодыч» и др
Визуальный мерчендайзер начинает свою карьеру с позиции помощника. Дальнейший рост возможен по схеме: Визуальный мерчендайзер – специалист, работающий в торговом зале, визуальный мерчендайзер — координатор, визуальный мерчендайзер — менеджер и топ-менеджер, визуальный мерчендайзер – директор.